Тенденции развития делового туризма в Казахстане
Современное развитие общества и экономики любого государства сопровождается активным подъемом в сфере делового туризма, поскольку деловой туризм считается наиболее развивающейся отраслью мирового хозяйства. Интенсификация деловых, культурных и научных связей сделала деловой туризм ведущим в мире.
Определенные перспективы в этом сегменте бизнес-туризма имеет и Казахстан. Геополитическое положение и природно-сырьевые ресурсы позволяют рассчитывать на увеличение количества бизнес-туристов, приезжающих в Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных конференциях, форумах. Инфраструктура указанных выше центров в основном соответствует международным стандартам.
Деловой туризм — довольно широкое понятие. Это деловая коммуникация, обмен информацией и технологией, поиск новых партнеров, рынков, PR-акции, обучение персонала, а также развитие корпоративной культуры.
Расходы бизнесмена при деловых поездках намного превышают среднестатистические расходы туриста, который едет отдыхать. А самое главное преимущество этого рынка в том, что никакие экономические кризисы не способны повлиять на этот бизнес. Количество деловых поездок может увеличиваться и во время экономических спадов. Так как в условиях возникновения конфликта необходимо принимать определенные решения, это и способствует увеличению деловых встреч, а следовательно, деловой бизнес всегда актуален.
Одно из следующих позитивных явлений, связанных с деловым бизнесом, — это развитая инфраструктура. В современных условиях развития туризма для бизнесменов созданы все условия для комфортного пребывания в деловой поездке, которые предусматривают:
- специализированные центры для организации выставок, конгрессов;
- бизнес-отели для деловых людей;
- бизнес-авиацию;
- платежные системы;
- мобильную и спутниковую связь, другие современные технологии.
Современное развитие нанотехнологий позволяет деловым людям иметь в любой точке планеты в любое время необходимую исчерпывающую информацию. Для этого достаточно лишь иметь ноутбук или телефон.
Специалисты обобщают понятия Meetings (деловые встречи), Incentives (интенсив-туризм), Conferences (конференции) и Exibitions (выставки) и называют это MICE, что является аббревиатурой всех четырех терминов.
Все деловые поездки — «business travel» — можно разделить на подвиды:
- «corporate travel»;
- поездки, связанные с участием в семинарах, конференциях и съездах;
- поездки на торгово-промышленные выставки, ярмарки.
По данным ТОО «Business & Sport Travel» более 73 % всех деловых переездов занимают «corporate travel» — корпоративные поездки, в их числе существуют «incentive»-поездки, представляющие собой интенсив-туры. Интенсив-туры предназначены для поднятия духа сотрудников, на таких встречах работников мотивируют к работе. Следующие 16 % составляют поездки, которые напрямую связаны с участием в семинарах, конференциях, съездах. В основном такие турпоездки проводятся разными научными, культурными, экономическими, религиозными организациями и т. п. А оставшиеся 11 % уже относят к поездкам на торгово-промышленные выставки, ярмарки для участия в них или для собственного развития.
Благодаря выставкам, конгрессам, бизнес-образованию «business travel» является одним из основных способов повысить способности, навыки, постоянно развиваться и интегрировать собственные ресурсы компаниям.
Статистика показывает, что показатели развития делового туризма в мировых масштабах стремительно растут. В настоящее время количество деловых международных поездок насчитывается около полмиллиарда в год, а по прогнозным данным на 2020 г. эта цифра возрастет в три раза и составит минимум 1,6 миллиарда переездов. Соответственно, обороты увеличатся еще больше и, по мнению экспертов, составят около 2 трлн. долларов США. [www. bstravel. kz ]
Определенные перспективы в сегменте бизнес-туризм имеет и Казахстан. Это прежде всего города Алматы, Астана, Атырау. Геополитическое положение и природно-сырьевые ресурсы позволяют рассчитывать на увеличение количества бизнес-туристов, приезжающих в Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных конференциях, форумах (табл. 1).